Top.Mail.Ru
logo
Официальный сайт

Даниэль Лозакович: «Мой самый строгий критик — я сам»

classicalmusicnews.ru

>Вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова он исполнят Скрипичный Концерт Петра Ильича Чайковского.


Перед выступлением мы поговорили с Даниэлем о вдохновении, самокритике и любви к музыке.

 Даниэль, есть ли у Вас в Москве любимые и дорогие сердцу места?

– Конечно. Мой первый концерт с оркестром я сыграл в Светлановском зале Дома музыки вместе с Владимиром Теодоровичем. Я этого никогда не забуду. С тех пор Дом музыки и Светлановский зал – очень важные и знаковые для меня места.

Владимир Теодорович был моим первым большим вдохновением в музыке. Он был первым дирижёром, с которым я выступил. Для меня Спиваков – это не только гениальный скрипач, но и гениальный дирижёр. Мы выступаем вместе уже почти 10 лет, Владимир Теодорович наперёд знает, что я хочу сыграть.

Когда мы играем вместе, мы становимся одним целым. Играть с Владимиром Теодоровичем – это всегда огромное удовольствие. Мы делаем настоящую музыку.

Ещё мне очень нравится Концертный зал имени Чайковского, ведь там играло столько вдающихся музыкантов. Зал Чайковского, можно сказать, «намоленное место», очень меня вдохновляет. Москва – прекрасный город с удивительной атмосферой и приятными людьми. Мне всегда очень приятно возвращаться в этот город.

 Вы прилетели в Москву за несколько дней до концерта, и каждый день у Вас буквально расписан по минутам. Думаете о том, что такой плотный график крадёт из Вашей жизни многое, или привыкли к такому ритму с детства и уже об этом не думаете?

– Для меня такой ритм жизни – это норма, потому что я люблю своё дело. Конечно, многие вещи теряютя, но у меня есть главное, есть задачи и цели, которых я хочу достичь. К тому же, сейчас я оканчиваю интернациональную школу, в которой очень много предметов. Скоро учёба закончится, и у меня появится больше времени для музыки.

 Вы не делаете «профилактики», чтобы не устать от музыки? Возможно, пару дней не занимаетесь или слушаете другие направления?

– Я никогда не устаю от музыки, для меня музыка – это всегда счастье. Бывает, перед концертом чувствуешь себя уставшим, в плохом настроении, но после выступления всегда хочется играть ещё и ещё.

Не знаю, как так получается, но это так. Вырабатывается некий адреналин. Кажется, сыграл бы ещё 10 концертов.

 Что в Вашем плейлисте помимо классики? Есть что-то из современных направлений?

– Больше всего я люблю классическую музыку, но ещё мне очень нравится джаз. Люблю Джимми Хендрикса, Эрика Клэптона, Джека Бейкера, Джанго Рэйнхардта, Чарли Паркера, Арта Тейтума, Оскара Питерсона. Но классика, конечно, в приоритете.

 Как складываются Ваши отношения со сверстниками? Их не пугает Ваша слава, не вызывает зависти?

– У меня очень хорошие отношения с моими сверстниками и одноклассниками, они меня уважают. Как я уже сказал, я учусь в интернациональной школе, со мной учатся ребята разных национальностей, с очень многими я дружу. Они приезжают ко мне на концерты.

Недавно был концерт в Париже – столько моих друзей приехало в Париж! Когда был концерт в Китае — приезжали друзья из Китая, в Японии — из Японии. В Москве у меня тоже много контактов.

 А Вы можете сорваться на концерт любимого исполнителя и поехать в другой город? Или график не позволяет?

– Из-за плотного графика я не успеваю на все концерты, которые хотел бы посетить. Но если играет кто-то из моих любимых музыкантов и у меня есть возможность его послушать – с удовольствием иду на концерт.

Много раз с огромным удовольствием был на концертах Григория Соколова. Даже если концерты будут вечером, а утром мне самому выходить на сцену, при возможности обязательно пойду.

 Много занимаетесь при такой загруженности?

– Сейчас это как-то автоматически происходит: беру скрипку – занимаюсь. Во время школьной учёбы удаётся выделить часа 3; когда есть свободное время, занимаюсь 4-5 часа, чтобы не уставать.

Когда играешь уставшим, материал может стать хуже, ведь ты не контролируешь то, что делаешь, а это очень плохо. Поэтому во время занятий нужно быть в форме. Если устал, лучше отдохнуть, пойти куда-то, получить вдохновение, и с новыми силами приступать к работе.

Григорий Соколов: «Искусство – это игра. Это и удовольствие, и мучение, – все вместе…»

 Соседи счастливы? Билеты не продают на Ваши репетиции?

– По-разному, но пока никто не жаловался (смеется).

 А Вы сами хотели бы иметь соседа-музыканта?

– Если бы соседом был Горовиц – с удовольствием (смеется)! Пусть бы сутками занимался.

 Насколько лет вперёд расписаны Ваши концерты?

– До 2022 года. Но я не думаю о том, что будет через пару месяцев или лет. Я всегда стараюсь сконцентрироваться на том, что мне нужно сделать сейчас, в этот момент.

 Как работаете над новой программой? Слушаете записи или стараетесь абстрагироваться от чужих идей?

– Я много слушаю дирижёров, певцов, пианистов, но почти не слушаю скрипку. Обожаю слушать скрипичные записи, но слушаю те программы, которые не играю.

Для каждого композитора у меня есть свой любимый дирижёр и любимые музыканты. Я слушаю, как они мыслят, впитываю атмосферу этой музыки, отмечаю, что мне нравится. Затем я начинаю анализировать произведение, начинаю работу. Я знаю, как это должно звучать, я хочу найти свой голос и работаю, чтобы это получалось.

Своим исполнением я хочу создать для себя свой мир, не отвлекаться на другие идеи. Поэтому сейчас меньше слушаю скрипачей, в детстве же я просто сутками слушал Хейфеца, Крейслера, Кагана и многих других.

 Свои детские записи и выступления переслушиваете?

– К сожалению, да (смеется), потому что это необходимо. Нужно замечать свои ошибки, учиться у себя: как можно сделать лучше, как можно лучше звучать; а здесь звучит именно так, как я думал. Слушать себя – это очень важно, но я не делаю это с удовольствием.

Сейчас у меня намного больше вдохновения и опыта, ведь человек меняется и растет. Если позволишь себе думать, что всего достиг, тебя ждет только одна дорога – вниз. Я же всегда стараюсь развиваться, всегда стараюсь быть учеником и учиться у всех.

 И Вас не сбивают многочисленные похвалы и громкие слова в Ваш адрес?

– Нет. Конечно, очень приятно слышать приятные слова в адрес своей игры, но я знаю, что мне нужно делать, что нужно улучшить.

Быть довольным собой – очень опасно для каждого артиста. Когда становишься слишком доволен собой, ты перестаёшь расти.

 Вы всегда это понимали?

– Да. Я – свой самый большой критик. Я никогда не доволен собой после концертов, даже если публика в восторге и критики пишут хорошие рецензии. Но я знаю, что был не лучший вариант.

 Как выходите из ситуации?

– Иду заниматься. Стараюсь найти вдохновение, даже если нет сил.

Помню, я должен был играть Концерт Чайковского, перед этим у меня был перелёт. Я очень устал, почти не спал, а днём – концерт. Я был дико уставшим, еле стоял на ногах, пальцы не работали, а у меня выступление. И вот оркестр играет tutti – в этот момент я получил вдохновение и какой-то заряд адреналина. Я сразу же забыл, что не спал, что был очень уставшим – и только был в музыке.

Это самое главное: во время выступления я не думал ни о чём, кроме как стать композитором, которого я играю, и раствориться в музыке. Если я этого не сделаю, выступление не будет хорошим.

 Каким образом Вы подступаетесь к композиторскому замыслу?

– Я много читаю о композиторе: как он жил, как мыслил, как писал музыку. Анализирую нотный текст, думаю, как соединить фразы, выстроить драматургию, как сделать музыку живой. Всегда стараюсь найти что-то новое.

Когда я знаю, как должна звучать эта музыка, я должен выйти в зал и быть Чайковским, Моцартом, Бахом.

 Где в этот момент находится Даниэль Лозакович?

– Моя работа – перед концертом, и звук – это же я. Я получаю от композитора вдохновение и исполняю музыку так, как, я думаю, композитор хотел бы её услышать. У меня есть своё видение, как это должно звучать, чтобы это стало музыкой Чайковского или Баха.

Я не могу быть только «Я», в этом есть большая опасность. Когда напишу свою музыку, буду играть себя.

 Вы очень часто упоминаете слово «вдохновение». Оно для Вас очень важное?

– Да. Очень важное.

 Главные источники вдохновения?

– Музыканты, искусство, природа, литература, жизнь, опыт. Всё, что я могу в жизни взять для вдохновения – всё это беру. Могу на день поехать в красивое место или в какой-нибудь музей. Обожаю Флоренцию и Рим, очень ими вдохновляюсь. После этого я буду по-другому играть, звук будет другим.

Из литературы, к примеру, меня очень вдохновил «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

 Наблюдая за многочисленным конкурсами, можно увидеть, как дети в раннем возрасте играют очень серьёзные произведения. Вы яркий пример такого ребёнка. Играя столь сложные произведения, Вы тогда понимали ту музыку?

– Я вообще очень рано вдруг взял Концерт Мендельсона. Я начал с Концерта Ридинга, потом был Концерт Зейца. Обычно проходят ещё пару концертов, но у меня третьим был сразу концерт Мендельсона. Это, конечно, всех поразило. Но я чувствовал эту музыку, сразу полюбил её. Поэтому вопрос возраста — очень индивидуален.

Миша Майский: «Я начал играть на виолончели в том же возрасте, когда бросил курить – в 8 лет»

Самое главное – не остановится и развиваться. Очень важно, чтобы в возрасте до 13 лет был хороший педагог, который бы развивал тебя правильно и не слишком быстро. Я очень хорошо запомнил слова Семёна Бычкова, который сказал, что музыка – это не спринт, это – марафон. Спринтер никогда не справится с марафоном.

 Вам комфортно жить в этом времени? Возможно, хотелось бы вернуться в прошлое, а может, и попасть в будущее?

– Хотелось бы назад, конечно, лет на 60. Но нужно быть в этом мире и думать, как сделать его лучше в этих ситуациях – с этой электроникой и бешеными темпами. Если бы Моцарт родился сейчас, он бы никогда не стал Моцартом. Сейчас другое вдохновение, атмосфера и мотивации.

 Что мотивирует Вас?

– Музыка. И хочется жить с удовольствием.

 Если бы Вам предоставилась возможность пообщаться с выдающимся человеком. Кого бы выбрали?

– Очень трудно ответить на этот вопрос, но если выбирать только одного человека, выберу Сергея Рахманинова. Он был гениальным музыкантом, вдохновлявшим великих людей. Он дружил с Шаляпиным, Горовицем, Мильштейном. Вот с ним было бы здорово пообщаться!

 Вы согласны с тем, что «гений и злодейство  две вещи несовместные»?

– Несовместные. Самое главное – быть хорошим человеком. Как знать, кто гений? Талантливый человек работает и вдохновляется, а гений – это большее. Для меня важны, в первую очередь, человеческие качества.

–  Какие качества в людях цените больше всего?

– Думаю, те, о которых написано в Библии. И скромность – не помешает.

 Вы верите в судьбу, предначертанность? Или каждый строит свою судьбу сам?

– Я верю в судьбу, но для своей судьбы нужно усердно работать. Само собой ничего не получится.

 Каким Вы видите себя через 10 лет?

– 10 лет – это слишком далеко. Для меня самое главное – делать хорошую настоящую музыку. Я хочу стать настоящим музыкантом. Лицом скрипки.