Top.Mail.Ru
logo
Официальный сайт

Рождественский фестиваль

«Со стороны Церкви организацией фестиваля занимается Отдел внешних церковных связей, поскольку в этом музыкальном форуме участвуют иностранные и инославные хоровые коллективы. С самого начала, на этапе обсуждения Рождественского фестиваля, мы решили трактовать понятие «духовная музыка» достаточно широко. Сегодня часто под духовной музыкой понимают только ту, что предназначена для богослужений, – произведения Бортнянского, Кастальского и подобных им профессиональных церковных композиторов. А между тем, если взять это понятие в более широком смысле, то в него можно включить огромное количество музыкальных произведений для хора, для хора с оркестром, написанных на духовные тексты. Нотная библиотека таких произведений поистине неисчерпаема: не хватит, наверное, и сотни таких фестивалей, чтобы в какой-то степени отразить это огромное духовное и музыкальное богатство, накопленное в разных странах. Наш Рождественский фестиваль наряду с хорошо знакомой музыкой будет открывать слушателям и менее известные, а может быть, и новые произведения тех авторов, которые живут сегодня, которые пишут на духовные темы, которые вдохновляются евангельскими, библейскими сюжетами.

Очень важно, что фестиваль проходит в рождественский период, когда, с одной стороны, многие люди настроены на религиозный лад, потому что сам праздник Рождества Христова к этому обязывает и этому способствует, а с другой стороны, из-за сезона отпусков в культурной и музыкальной сфере происходит не очень много событий. В некотором смысле такой фестиваль может заполнить эту вынужденно образовавшуюся нишу, этот вакуум, наполнив его богатым духовным содержанием.

Музыка – это особый язык, на котором люди говорят не только друг с другом, но и с Богом. Ведь не случайно во всех основных христианских конфессиях богослужение сопровождается музыкой. В Православной Церкви литургия вообще немыслима без пения хора, музыка - неотъемлемая часть нашего богообщения.

С помощью музыки люди общаются друг с другом: ее язык можно понимать, не зная иностранных языков, – для его понимания нужно иметь открытое сердце.

Кроме того, музыка – это тот язык, на котором Церковь говорит с миром. Традиционное представление о церковной миссии связано с образом проповедника, который держит в руках книгу – Евангелие или сборник проповедей, но ведь Церковь на протяжении веков говорила с миром через произведения искусства, через иконы, через фрески, через произведения церковной поэзии и, конечно, через музыку. Не случайно поэтому, когда в советское время были, по сути дела,запрещены Церковь, религия и духовность, запрету подверглась и духовная музыка. Люди не могли услышать исполнение «Всенощной» или «Литургии» С.В.Рахманинова, за исключением одного московского храма, где эти произведения исполнялись один раз в год.

Сегодня Церковь языком музыки проповедует людям те же вечные истины, которые она проповедовала на протяжении веков. Музыка оказывается мощным миссионерским средством для проповеди и для нравственного воспитания людей. Она не бывает нейтральна в духовном отношении: есть музыка, развращающая человеческие души, воспитывающая в человеке самые низменные инстинкты и страсти, а есть музыка, которая духовно возвышает и очищает человека. Я надеюсь, что в рамках нашего фестиваля слушатели будут слушать только такую музыку и что каждый концерт, на который они придут, будет способствовать внутреннему духовному очищению и возрастанию людей»

Затем слово было предоставлено Елице Курьяк: «Здравствуйте. Позвольте мне, как представителю Сербии, поблагодарить за предоставленную возможность участвовать в этом Фестивале. Я горжусь, что хор «Святой Стефан Дечанский» будет представлять нашу страну. У нас издавна существует школа хорового пения, но она, конечно не с такой длинной историей, как у вас. Музыка это духовное наследие, которое надо хранить. Некоторые народы потеряли свою самобытность из-за того, что не берегли свою историю, свое этническое происхождение. Если оберегать культуру и самобытность народа, он обязательно сохранит свои корни. Я надеюсь, что те люди, которые услышат нашу музыку, поймут дух нашего народа. Позвольте пожелать Фестивалю успехов в дальнейшем и благодарной публики».

Пузаков Алексей Александрович: «Добрый день. Нашему коллективу предоставлена честь не только участвовать в Фестивале, но и открывать его. Знаменательно и то, что концерт 9го января состоится ровно через год после начала возрождения Московского Синодального хора в том виде, в котором он был до революции. Традиции нашего коллектива через все годы советской власти пронес Н.В.Матвеев. Мне кажется, сама идея Рождественского Фестиваля духовной музыки давно висела воздухе, а сейчас, наконец материализовалась. И мне кажется это знак времени, что у истоков Фестиваля стоят выдающиеся представители музыки и Церкви, Владимир Спиваков и Митрополит Волоколамский Иларион. Музыка и Церковь открывают новое дело вместе. Сейчас, как никогда, необходимо слышать о Боге не только в храме, но и каждый день, ощущать присутствие Бога, который рождается в эти светлые дни.»

Вопросы журналистов:

Т/к «Союз»: Владимир Теодорович, какое влияние музыка оказала на ваш дух, ваше развитие?

В.Т.Спиваков: «Однажды у Иосифа Мандельштама спросили, что такое «акмеизм»? Он ответил – тоска по мировой культуре.

Я думаю, эта тоска до сих пор живет в нас. Я каждый день соприкасаюсь с музыкой и убежден, что она дана нам свыше. Бах о своей музыке говорил, что «он вообще тут не причем, что она диктуется ему свыше».

Р/с «Голос России» О.Федорова: В программе открытия фестиваля много произведений Н.С.Голованова. Все его знают как дирижера, как композитор он гораздо менее известен. Для меня это откровение, что у него есть сюита для хора «Всех скорбящих Радосте». Алексей Александрович, где хранились эти ноты, в библиотеке храма, в личных архивах? Как удалось их сохранить?

А.А.Пузаков: Сюита «Всех скорбящих Радосте» для хора была создана в годы Великой отечественной войны. Николай Семенович Голованов был выдающимся дирижером, он стоял у истоков создания БСО им. П.И.Чайковского. Он воспитанник Московского синодального училища. Если бы не революция, быть может, в последствии он возглавил хор. Но, хор и училище были упразднены, и как человек очень деятельный, Голованов стал искать свое место в светском обществе. Сочиняя духовные произведения в советское время, Николай Семенович думал, что они никогда не будут исполнены. Партитура хранилась в архивах московского синодального хора, это сочинение не известно. Эта музыка – исповедь, молитва, но она не используется в богослужении.

Православие.ру: ( вопрос Митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву)

В чем Вы видите значение Фестиваля для Церкви?

 Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): «Всякое подобного рода событие имеет большое значение для церкви. Церковь живет не только в стенах храмов, и сегодня она может и должна использовать любые возможности для проповеди, причем проповедь может иметь любые формы. Например, разговор об общечеловеческих ценностях, счастье, смысле жизни.  И не только разговор – церковное искусство тоже относится к этой сфере. Духовная музыка – это сокровище, которое Церковь накопила внутри себя. И она делится им не только внутри храмов, но и в концертном зале. В этом смысле проведение Рождественского фестиваля это важная миссионерская деятельность. В то же время присутствие хоровых коллективов, представляющих другие страны, а также  иные конфессии, показывает, что и в других христианских традициях накоплено свое духовное богатство, с которым мы можем познакомиться».

  О.Ю.Лякина. «Позвольте от себя добавить, что Фестиваль абсолютно эксклюзивный. Эксклюзив Фестиваля в его консерватизме. Не надо придумывать ничего нового, никакого декора, настолько самоценна там музыка, которая прозвучит. Надо всего лишь слушать, эта музыка – иконы, музыкальные иконы. Наш Фестиваль состоит из сплошных премьер. Концерт 14 января (Хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения) и Хор «Святой Стефан Дечанский» (Нови-Сад, Сербия) премьерный.  Эти коллективы приезжают в Россию впервые. Тоже самое могу сказать о концерте хора Вестминстерского аббатства (Великобритания, Лондон). Да и многие произведения в исполнении российских коллективов прозвучат впервые.»

 «Христианская газета» З. Бардина: Владимир Теодорович, Ваше Высокопреосвященство, в преддверии Рождества Христова что вы можете пожелать нам всем?

 Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): «Важно, что бы люди задали вопрос, почему праздник Рождества Христова так почитаем, почему его отмечают люди во всем мире. Христос универсален как человеческая личность, вне зависимости от того, как его воспринимают - верят ли в Него как в Бога воплотившегося, или в Него верят просто как в прекрасного человека. Мне бы хотелось, чтобы в период Рождества Христова люди задумались от том, что привнес Христос в нашу жизнь, чему Он нас учит и почему день Его рождения является главным праздником во всем мире. К сожалению, сейчас очень часто о Рождестве говорят, забывая, что это Рождество Христово. На Западе некоторые люди вообще не знают, что праздник этот имеет какое-то отношение ко Христу. Христос - Личность, чья судьба и история имеют отношение к каждому из нас».

  В.Т.Спиваков: На сегодняшней пресс-конференции очень теплая, камерная обстановка. И, наверное, я скажу то, что не сказал бы в другом месте и в другое время. Я каждый свой концерт воспринимаю (это громко сказано, слишком пафосное слово) как миссию... Это не миссия, конечно, для меня, это веление. Я хочу, что бы с моего концерта люди уходили с чем-то особым. Мне хочется вырвать их из повседневной, порой очень трудной или даже трагической действительности, дать им утешение. Каждый концерт для меня это соприкосновение с человеческими душами».

В завершении пресс-конференции Маэстро признался, что любит тишину, ведь, по его словам, "как известно, Господь свои слова часто говорит в тишине".