Top.Mail.Ru
logo
Официальный сайт
Важная информация
узнать подробности

Уважаемые зрители! В связи с проведением технических работ на стороне ПАО «Сбербанк» возврат билетов, которые были оплачены картой, в кассе Дома музыки не осуществляется с 28 апреля 2024 года по 30 апреля 2024 года. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Человек планетарного масштаба, Владимир Спиваков отмечает 75-летие

Первый канал

Несколько радиостанций транслируют сегодня записи его концертов, телеканалы показывают документальное кино. А юбиляр сбежал: к морю, на юг. Там только автомобильные гудки – пронзительный ми бемоль – могут временно нарушить гармонию и покой.

«Сбежал, да. Сбежал ото всех. Я хочу быть в покое, в тишине. Я не любитель суеты», – говорит Владимир Спиваков.

Когда-то в детстве, чтобы играть на скрипке, ему пришлось научиться приемам бокса. Хулиганы не давали прохода мальчику с футляром в руках. Бокс помог ему и позже, когда однажды в ночном Париже грабители потребовали кошелек или жизнь. А в руках была скрипка Страдивари. Он дрался за нее, как лев.

«Вот такая красавица. Ей 300 лет. Единственное условие, которое поставили люди, которые дали мне возможность играть на этой скрипке: после того, как я закончу играть на этой скрипке или со мной что-нибудь случится, она будет носить имя экс-Спиваков», – рассказывает музыкант.

Ему посвящали свои произведения Шнитке и Пярт. Легендарный Леонард Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку. И Спиваков, достигнув всяческих высот как скрипач, ставил новые как дирижер. И никакие преграды – реальные или условные – не могли остановить.

«Я вспоминаю одну историю: я приехал записывать концерты Моцарта с Английским камерным оркестром. Я их все записал, и потом осталось записать симфонию концертанта для скрипки и альта, я играл с Башметом. И вот во второй части оркестр играл очень плохие штрихи, с моей точки зрения, которые искажали смысл этой музыки. Я обратился к концертмейстеру оркестра с просьбой их поменять. На что он ответил, что у нас в контракте записано, что мы не имеем права менять штрихи. На что я его спросил: скажите, пожалуйста, а у вас в контракте записано, что вы не можете попробовать? Он говорит: нет, не написано. Давайте попробуем. Я показал то, что я хочу, оркестр заулыбался, и все стали смотреть на концертмейстера. И поскольку он увидел и понял, что оркестр весь на моей стороне, сказал: хорошо, изменим. Но, правда, спустя месяц ко мне подошел другой человек, итальянец Сальваторе Аккардо, и он захотел изменить штрихи, они сказали: это штрихи Спивакова: мы менять ничего не будем», – рассказывает Владимир Спиваков.

Он считает, что российские музыканты все еще сильнее, глубже и свободнее западных, но высокая планка – не пожизненный приз. Музыка должна быть доступна для всех с младых ногтей.

«12 сентября – это со мной, конечно, не связано – в 2012 году в Швейцарии в Конституции включили обязательное музыкальное образование для детей во всех школах. У нас пока этого в Конституции нет», – сокрушается Владимир Спиваков.

Этот год для него юбилейный, как говорится, по всем фронтам. 40 лет со дня основания «Виртуозов Москвы», это по-прежнему один из ведущих камерных оркестров мира. Четверть века благотворительному фонду Спивакова, тысячи воспитанников которого, благодаря его поддержке получили возможность заниматься музыкой, выступать и просто жить.

«Когда вы кого-то спасаете, то вы чувствуете, что вы счастливы сами, у вас чудесное настроение и жизнь прекрасна», – говорит Владимир Спиваков.