Top.Mail.Ru
logo
Официальный сайт

Мировые оперные звезды – опять в России

Независимая газета

Американское сопрано дебютировала в России, исполнив в Доме музыки популярные оперные арии в сопровождении Национального филармонического оркестра.

Большой пандемийный перерыв в гастролях зарубежных певцов на отечественных сценах, кажется, завершился. В московских оперных театрах и в особенности концертных залах – вновь богатый выбор мастеров бельканто со всех концов света.

Не стал исключением и Светлановский зал Дома музыки: в рамках абонемента «Мировые оперные звезды. Маэстро Владимир Спиваков и НФОР» в Москве впервые выступила американское сопрано Даниэль де Низ. Маэстро Спиваков далеко не первый раз знакомит столичную публику с зарубежными знаменитостями – в рамках его фестивалей и абонементов в России дебютировали многие западные вокалисты, включая суперзвезд.

Уроженка австралийского Мельбурна де Низ – полуланкийка-полуголландка по происхождению, ее родители приехали из Шри-Ланки в Австралию незадолго до ее появления на свет, а когда девочке было всего лишь одиннадцать – перебрались в Лос-Анджелес. В театре этого калифорнийского мегаполиса она и дебютировала необычайно рано – в пятнадцать лет, а в двадцать один уже спела свою первую партию в нью-йоркской «Метрополитен-опера» – Барбарину в «Свадьбе Фигаро».

В главном театре США юная певица с экзотической внешностью понравилась – позже ее важными ролями здесь стали главные партии в операх «Дитя и волшебство» Равеля, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей и Эвридика» Глюка.

За 23 года своей оперной карьеры де Низ пела помимо «Метрополитена» на многих значимых оперных площадках Европы и США – в Чикаго и Сан-Франциско, Лондоне и Мюнхене, Турине и Амстердаме. Но сегодня она в основном поет в Глайндборне, что неудивительно, ведь ее супруг – Гас Кристи, внук основателя знаменитого английского фестиваля Джона Кристи и нынешний его директор: как некогда его дед создал прославленный форум для своей возлюбленной певицы Одри Майлдмэй, так сегодня и Гас имеет на фестивале собственную примадонну-резидента.

Ее репертуар всегда был необыкновенно широк – от Монтеверди до опер современных авторов. Из последних достижений на поприще современной композиции – участие в мировых премьерах таких опер, как «Бельканто» перуанского композитора Джимми Лопеса в Чикаго (2015) и «Эвридика» американца Мэтью Окойна в Лос-Анджелесе (2020). Музыки XXI века на московском концерте де Низ не было, но во всем остальном – сквозила очевидная претензия на звание примадонны-абсолюта, которая может и умеет равно замечательно петь все, абсолютно любой репертуар.

Гендель, Моцарт, Россини, Гуно, Бизе, Дворжак, Пуччини – де Низ «прошлась» буквально по всем самым востребованным у вокаломанов музыкальным стилям, причем пела практически только самое популярное: за исключением арий Секста и Аминты из не самых востребованных опер Моцарта («Милосердие Тита» и «Король-пастух») – сплошь хиты.

Ее голос – весьма широкого диапазона, позволяющий ей делать уверенные ходки на меццовую территорию (Розина, Кармен и пр.), с уверенными и звучными низами, но по тембру все же это – самое что ни на есть классическое лирическое сопрано и соответственно лучше всего чисто технически у нее выходят именно такие арии – Маргариты из «Фауста», Лауретты из «Джанни Скикки», Сюзанны из «Свадьбы Фигаро», Альмирены из «Ринальдо».

Не сказать, что красота тембра у этого голоса какая-то особенная – скорее де Низ берет публику в плен безграничным обаянием, свободой сценического поведения, неоспоримой музыкальностью исполнения – гибкой и выразительной фразировкой, верными акцентами, тонкой нюансировкой. Чего точно не отнять – звук яркий, свободно летящий в зал, отлично проецируемый на большое пространство, царящий над оркестром.

Но были в выступлении и некоторые странности – например, большинство арий было исполнено по нотам, а арию дворжаковской Русалки де Низ спела по-английски: мультикультурный полиглот не сумела совладать с чешским языком, что в век фанатичного стремления к аутентизму выглядит несколько неожиданно.

Аккомпанировавший певице НФОР продемонстрировал в очередной раз великолепную форму и чуткость сопровождения. Что струнные, что (особенно) духовые радовали точностью и выразительностью звучания, а сам звук оркестра в целом получился праздничный, яркий, экспрессивный. Самостоятельно оркестр исполнил увертюры к «Милосердию Тита», «Свадьбе Фигаро», «Севильскому цирюльнику» и «Кармен», интермеццо из «Манон Леско». В арии моцартовского Аминты Владимир Спиваков взял в руки скрипку, составив с де Низ гармоничный дуэт, чем особенно порадовал публику: очевидно, что зал был полон в основном поклонниками маэстро, а заморская звезда воспринималась скорее как приятный бонус.