Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель и главный дирижер – Лев Конторович
Дирижер – Владимир СПИВАКОВ
Солисты – дополнительно
Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России при участии «Мастеров хорового пения» и звезд оперной сцены представят одно из величайших духовных творений Йозефа Гайдна – ораторию «Семь последних слов Христа» (или «Семь слов Спасителя на кресте»).
«Семь последних слов Христа» – необычайно возвышенное творение, в котором соединились искусство и вера. Предназначенное для исполнения в Страстную пятницу, оно существует в нескольких вариантах – как оратория (для солистов, хора и оркестра), для фортепиано и солистов, а так же в версии для струнного квартета.
Историю его создания Гайдн сам описал в предисловии к вышедшему в 1801 году изданию ораториальной версии произведения: «...Один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию... В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее - и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем». Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их «сонатами») с интродукцией и эпилогом «II Terremoto» («Землетрясение»), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на страстной неделе в 1786 году в Кадисе в церкви Санта-Куэва.
В программе возможны изменения
2 отделения по 40 минут