монографическая программа к 185-летию со дня рождения композитора
В программе:
I отделение
П. Чайковский
Соната для фортепиано cis-moll
Фортепианные пьесы разных лет
Пьесы из цикла «18 пьес op. 72»
II отделение
П. Чайковский
Симфония № 6 «Патетическая», op. 74 (фортепианная транскрипция)
Празднование Международного дня музыки 1 октября ежегодно становится особым событием. В этот день, по сложившейся традиции, на сцену Зала Шнитке выходит Елена Тарасова – концертирующая пианистка, из года в год воплощающая множество сольных фортепианных программ. Пианистка известна не только как яркий представитель русской фортепианной школы и прекрасный исполнитель, но и как просветитель, который находит свою особую и неповторимую тональность диалога с аудиторией. В этом соединении разных линий и жанров диалога создается многомерное пространство, открывающее мир музыкального искусства и приглашающее к новым встречам с ним.
В День Музыки 2025 Елена представит монографическую программу, посвященную 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Концепт предыдущей масштабной монографической программы Елены «Чайковский. Линия жизни. История бессмертия», представленный несколько лет назад в Доме Музыки в День Музыки, казался исчерпывающим решением монографической фортепианной летописи. В мысленном диалоге с предшествующим концептом, ставшим столь желанным слушателями разных городов и стран, Елена создает новое уникальное решение программы-летописи, расширяя границы фортепианного вечера.
Программу «Чайковский. Бессмертная искренность» Елена откроет исполнением Фортепианной сонаты cis-moll, редко встречающейся в концертных программах и не знающей большого числа интерпретаций. Соната была создана в 1865 году; в то время Петр Чайковский завершал свое обучение в Петербургской консерватории. Проникновенная и трепетная исповедь души, запечатленная композитором в этой музыке, открылась меломанам значительно позднее ее создания – рукопись сонаты была найдена только после смерти композитора, в 1900 году. Впрочем, отчасти ее музыка все же была знакома – третья часть сонаты стала основой Первой симфонии Чайковского, получившей широкую известность при жизни композитора.
За сонатой в программе последует череда фортепианных миниатюр разных лет; отделение завершится пьесами, вошедшими в последний фортепианный опус композитора. Второе отделение будет посвящено последней симфонии Чайковского – Симфонии № 6, ставшей, по сути, симфонией «Жизнь». Симфония прозвучит в фортепианной транскрипции. Юношеская соната, перешедшая в Первую симфонию, и музыка Шестой симфонии, представленная в самостоятельной фортепианной версии, составят важную смысловую арку.
В программе возможны изменения
2 отделения по 50 минут