Веснянки, свадебный обряд и немного мистики — Хор Минина дал заключительный концерт абонемента в Московском международном Доме музыки. Вечер прошел в уютном Зале имени Шнитке.
В программу вошла музыка русских композиторов XX века: Рахманинова, Свиридова и Буцко. Такое объединение не случайно, рассказывает худрук коллектива, дирижер Тимофей Гольберг: «Мы знали, что программа попадает на начало апреля. В нашей полосе это время возрождения природы. И многие произведения совпали с этим настроением. Например, в „Трёх миниатюрах“ Свиридова есть номер „Веснянка“»
Сезонность не единственный объединяющий фактор — все сочинения так или иначе связаны с русским фольклором. «Получилось, что всё околонародное, этническое. В „Трёх миниатюрах“ слышны напевы, которые явно взяты из народа. Но это авторская музыка, Свиридов написал её сам», — продолжает Гольберг.
Прозвучавшие в середине первого отделения «Три русские песни для хора с оркестром» Сергея Рахманинова в переложении для хора и фортепиано (за роялем — Елена Ильина) — поздний шедевр композитора, написанный уже в эмиграции.
«Это сочинение ознаменовало переход Рахманинова от депрессии к зрелому периоду творчества. Оно дает глубину. А заканчиваем мы „Тремя песнями Курской губернии“, очень весенними, яркими. Таким образом, мы идем от легкого к глубокому и выходим к восторженному, весеннему или даже летнему», — поясняет дирижер.
История «Трёх старинных русских песен Курской губернии» Георгия Свиридова любопытна. Их композитор написал специально для Хора Минина. А материал взял из того же фольклорного сборника, что и для своего более раннего шедевра — цикла «Курские песни». Работа шла не быстро.
«Начинал, откладывал, вновь возвращался к замыслу… Создавая сочинение, Свиридов слышал, как оно будет исполнено Московским камерным хором», — вспоминает Владимир Минин.
Сотрудничество Георгия Свиридова с Хором Минина оказалось многолетним и плодотворным. «Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем! — писал Свиридов. — Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение… Отдача здесь невероятная!»
Неудивительно, что сегодня, исполняя Свиридова, Хор Минина звучит образцово: идеальная a capella, выстроенные ансамбли, прекрасные солисты. Как ни крути, а русская музыка и музыка Георгия Васильевича в частности — безусловный конек коллектива.
На концерте, который случайным образом совпал с православным праздником Благовещения, не обошлось без магии. Числовой магии. В первом отделении звучат три цикла по три номера в каждом. У некоторых произведений тройка есть в названии. У кантаты Буцко порядковый номер три и в ней тоже три раздела. Это совпадение, поясняет Тимофей Гольберг: «Я не пытался сделать картину из этих троек, заметил это, когда программа уже была составлена».
Кульминацией концерта становится кантата Юрия Буцко «Свадебные песни». Её композитор написал в 26 лет для выпускного экзамена в Московской консерватории. Дебют оказался столь мощным и впечатляющим, что его можно сравнить с рахманиновским.
Во время учебы в МГК Юрий Маркович ездил в фольклорные экспедиции, где знакомился с местными обычаями, обрядами и, конечно, музыкой. Композитор не избежал и влияния тренда: 1965 — год написания «Свадебных песен» — приходится на пик новой фольклорной волны, когда Свиридов, Гаврилин, Щедрин и другие авторы во всю глубину своих талантов вдохновлялись российской региональной этникой.
«В кантате звучит авторская музыка, здорово стилизованная под народное. Здесь нет цитат, а молодой современный музыкальный язык сочетается с глубиной русского мелоса», — продолжает Гольберг.
Кантата «Свадебные песни» построена по принципу контраста: веселому, местами разгульному характеру крайних частей противопоставлена лирическая середина с ритуальным плачем невесты — слушая шикарное меццо Татьяны Метлиной невольно проникаешься драмой происходящего. Впечатление усиливает хор, изображающий темные силы, свободно играющий динамикой и тембрами. В финале звучит фраза «Отпущу я свою волюшку» — праздник закончился, впереди семейная жизнь.
«Свадебные песни» изначально писались для солистки, хора и оркестра. Более камерная версия — с дуэтом двух фортепиано — появилась благодаря Владимиру Николаевичу Минину, который попросил композитора создать вариант для Московского камерного хора.
В музыке кантаты, помимо этнических мотивов, можно услышать влияние Игоря Стравинского. Возможно, Юрий Буцко вдохновился творчеством старшего коллеги после того, как спустя почти полвека, в 1962 году, тот вернулся на родину с гастролями в Москве и Ленинграде — и это действительно было событием.
За инструментальную часть в кантате Буцко на концерте в ММДМ отвечал темпераментный дуэт Елены Ильиной и Михаила Сегельмана. Музыканты чутко реагировали на указания дирижера и создавали слаженный ансамбль не только между собой, но и с хором.
Жест Тимофея Гольберга мягкий, аристократичный и очень понятный. Он давно нашел взаимопонимание со своим коллективом, и каждое выступление это убедительно доказывает. Абонемент в Доме музыки завершился на crescendo.
Материал подготовлен радио «Орфей», автор — Наталия Сергеева
Фото — Елена Балакирева